Бурашникова Татьяна Петровна, воспитатель

Методическая разработка на тему "Эксперименты с песком"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более любопытного исследователя, чем ребёнок. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Цель экспериментальной деятельности: углублять представления о живой и неживой природе; учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

· мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

· воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть?)

· внимание и память (запомню – дома расскажу маме); речь;

· мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, забывайте о том, что во время игр-экспериментов формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи

Дети учатся анализировать ситуацию, не только во время игры, но и позже. Они гордятся своими успехами, хотят делится опытом с родителями и сверстниками.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Отношения взрослых с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый должен выступать в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволит ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и, конечно же, делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Некоторые опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Задача взрослого поддержать интерес ребенка, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

Что необходимо делать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

1. Самому быть любопытным.

2. Давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

3. Предлагать новые интересные объекты для исследований.

4. Ни в коем случае не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

5. Стараться отвечать точно и правильно на многочисленные вопросы ребенка.

Методические рекомендации родителям по проведению опытов с песком в домашних условиях:

- Организуйте дома небольшую песочницу, играйте и экспериментируйте в ней.

- Повторяйте правила работы с песком каждый раз, когда хотите поиграть.

- Обогащайте развивающую среду для игр в песке различными фигурками, формочками, природным материалом и т.д. Материал должен обеспечить любую фантазию.

- Подключение в игру на песке мамы, папы, бабушки, дедушки может наполнить минуты игры особым счастьем, что способствует сплочению семьи, пониманию взаимоотношений и сделает минуты общения особенно искренними.

- Лучше всего проводить игру-эксперимент с песком там, где есть доступ к воде и в конце занятия можно с лёгкостью привести помещение в порядок. А еще в комнате не должно быть сквозняков.

- Бережно с уважением относитесь к детским идеям, замыслам, вместе радуйтесь результатам творчества, самостоятельности.

- Одобряйте любознательность, поддерживайте инициативу ребенка в попытках найти объяснение возникшему вопросу.

- Развивайте у ребенка познавательный интерес к окружающему через беседы, рассматривание сюжетных картин; читайте познавательные сказки, рассказы, стихотворения; вместе просматривайте телевизионные телепередачи познавательного характера; проводите опыты в песочнице.

- Помните, что игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Правила игры с песком

1. Нельзя брать песок в рот!

2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!

5. После игры с песком – помой руки!

Игра «Чувствительные ладошки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Родитель: Погрузи свои руки в песочек, спрячь их. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Можно задать ребенку вопрос про песочек, какой он? (желтый, сухой, прохладный, шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный)

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

Родитель: Давай сделаем дорожку прямую, узенькую пальчиком, извилистую, широкую сделаем кулачками. По дороге видим гору. Собираем весь песок в центр.

Теперь поднимаемся в гору не спеша и спускаемся. Пошли дальше.

Когда мы идем, на песке остаются наши следы. Сделаем их пальчиками, сначала маленькие, а затем большие.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!

«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.

«Бежит сороконожка»

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

Можно дать ребенку игрушечных зверей и посмотреть отпечатки игрушек на песке. Затем смочить песок водой и снова сделать следы. Рассматривают, какие следы получились на сухом и влажном песке, где следы имеют более отчетливую форму?

Поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

30 ноября 2020 в 09:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.