Бурашникова Татьяна Петровна, воспитатель
Особенности организации занятий с математическим содержаниемЗанятия по приобретению элементарных математических представлений детьми по праву занимают весьма значительное место в системе дошкольного образования. Общеизвестно, что математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость его мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям впоследствии не только на школьных занятиях, но и обыденной житейской практике. Занятия по математике в ДОО направлены на развитие логико-математических представлений и умений, они неизменно проводятся в игровой форме, поскольку основным видом деятельности детей 5-7 лет остается игра. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Все это, в свою очередь, активизирует развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Ведь математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» ими и применять их по отношению к предметам, знакам и словам. Поэтому видится оправданным, что в занятиях по математике приветствуется использование комплексного подхода: математические представления формируются в совокупности с наглядностью, конкретностью мышления. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем в дошкольной педагогике. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. Вхождение детей и мир математических представлений начинается с раннего и дошкольного возраста. В мир математики дети вступают в младшем дошкольном возрасте. Они называют предметы, определяют их форму, цвет, сравнивают по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, овладевают моделирующей деятельностью. Фундаментом математики являются множества и операции с ними. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-драматизаций. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, сериации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Формирование математических представлений в детском саду осуществляется со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учит ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления: счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях. Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству образующих их элементов путем соотнесения их один к одному и по числу. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о трехмерности предметов, о сравнении, уравнивании и комплектовании предметов по признаку величины, могут выделить отношения между предметами по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов. В средней группе прежде всего нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными. Формируются элементарные пространственные представления, и представления детей о времени. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их. Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний: представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка. Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. В старшей группе расширяются виды наглядных пособий. В качестве наглядного материала продолжается использование игрушек, но большое место начинает занимать работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными. В старшей группе, предметы, отсутствующие в данной момент, педагог заменяет моделями геометрических фигур. Например, мальчиков – большими кружками, а девочек - маленькими. Такая наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти. В этом возрасте повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения направляют и планируют деятельность детей. Большое внимание уделяется развитию самоконтроля. Основным средством является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Можно предложить детям обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. В старшей группе по математике используют большое количество пособий, раздаточного материала, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Нужно разложить их в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу – в последнюю. В подготовительной группе происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). В этом возрасте продолжают широко использовать наглядность, но меняется характер самих пособий. Предметы заменяются их изображениями, условными обозначениями, таблицами, схемами, а также детям предъявляют предметы, отличающиеся все большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением. В обучении детей 6-7 лет возрастает роль словесных приемов обучения. Уделяется большое внимание словесным указаниям, устным упражнениям, словесным играм. Проводя их, воспитатель опирается на опыт детей. Шестилетние дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, рассказывают, что делали, как делали, что получилось в результате. Учение должно доставлять детям радость. Заданиям нужно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть, например, «Кто больше назовет вопросов со словом «сколько», «У кого столько же?» Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, «замысловатые» вопросы, загадки, стихотворения, считалки, веселые картинки математической направленности. К методам формирования элементарных математических представлений относятся: игровые, практические, наглядные, словесные. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Ведущим является практический метод, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. В практике работы ДОО широко распространены следующие формы работы по формированию элементарных математических представлений: - организованная образовательная деятельность (ООД); - проблемные ситуации; - игры; - экспериментирование; - коллекционирование; - рассматривания; - наблюдения. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется во время организованной образовательной деятельности (ООД). Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всей деятельности, в игровой форме его заканчивает. Согласно ФГОС ДО, большое значение при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, В.В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы. Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Требования к содержанию математического обучения детей отражаются в программе воспитания и обучения в детском саду. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом обще дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников. 1 февраля 2020 в 08:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.